Записки рыбака

Летняя жерлица
16 июня 2011

Сделаем уловистую летнюю жерлицу

Приманка на травянку
06 июня 2011

 

Подписка

Главная » Моторная лодка из ПВХ — памятка начинающему водомоторнику

Моторная лодка из ПВХ — памятка начинающему водомоторнику

11.05.2011
Игорь
Войтов

Выбор лодки

Сегодня любой человек, ограниченный пространством городской квартиры, нередко стоит перед вопросом — «Где провести выходные?»

Отдых на воде — идеальная форма общения с природой, отсюда и растущая популярность рыбной ловли и водных видов спорта. А какой же отдых на воде без лодки? Возможность провести время, в условиях полной безопасности, сделали надувные лодки из ПВХ очень популярными.

Как с экономической, так и с практической точки зрения надувная лодка из ПВХ — почти идеальное судно: быстрота и долговечность, простота в хранении, компактность и минимальные затраты времени на сборку-разборку, пригодность для транспортировки легковым автомобилем (в крайнем случае перевозка осуществляется в обычном автомобильном прицепе). Наличие в баллонах 3–5 герметичных отсеков гарантирует непотопляемость лодки в самых критических ситуациях. Эти лодки незаменимы для рыбалки, очень удобны во время охоты и туристических походов, а любителям активного отдыха на воде подарят незабываемые впечатления. 

Многослойный армированный материал на основе ПВХ, из которого изготавливается в настоящее время большинство надувных моторных лодок, весьма неприхотлив в эксплуатации, стойко выдерживает воздействие масла и бензина, высоких и низких температур, не подвержен гниению и прению, имеет высокую степень воздуходержания и защиты от механических повреждений. Если же все-таки произошла пробоина, отремонтировать лодку достаточно просто даже в полевых условиях, при наличии с собой ремкомплекта. Большинство производителей дают гарантию на материал корпуса и швы — 5 лет, обещая срок службы лодки до 10 лет. В сложенном виде лодка занимает немного места и обычно вмещается в две сумки. Хранить лодку из ПВХ можно практически в любых условиях при температуре от +700 до –400С. Зимой — в гараже, или на холодном балконе городской квартиры, без какой-либо специальной подготовки на консервацию.  Один только фактор необходимо учитывать при размещении лодки на хранение — материал ПВХ очень «нравится» мышам и крысам, поэтому необходимо принять меры к защите лодки от грызунов, если в месте хранения возможно их появление.

И так, решение принято — вы покупаете надувную моторную лодку из ПВХ! Но не спешите делать покупку, принимая во внимание только внешний вид и цену лодки. Прежде всего постарайтесь дать себе отчет, для чего она вам нужна (рыбная ловля или охота, кратковременные прогулки или длительные туристические походы). Определитесь с числом пассажиров и количеством снаряжения и амуниции, а также с условиями плавания в районе эксплуатации будущей лодки. Внимательно ознакомьтесь с характеристиками имеющихся в продаже моделей. Существенную помощь здесь может оказать Интернет. В нем всегда можно найти сравнительные характеристики и ходовые тестовые испытания лодок разных производителей, отзывы их владельцев. Выбирайте такую лодку, которая наилучшим образом будет удовлетворять вашим вполне определенным требованиям.

Если не ставится каких либо серьезных задач по перевозке большого количества пассажиров и снаряжения, на мой взгляд, лодка длиной 3,3–3,6м — идеальный вариант для покупки. Грузоподъемность некоторых таких лодок может достигать 700 кг и более, при пассажировместимости 4–6 человек. Максимальная мощность подвесного лодочного мотора может быть от 15 до 25 лошадиных сил (л.с.). Такую лодку может переносить в собранном виде и разбирать на водоеме один человек средних физических данных без особых проблем. С более крупной лодкой такие манипуляции в одиночку уже осуществить не удастся. Лодки длиной 3м и меньше тесноваты даже для двух человек, по крайней мере для рыбалки.

Сборный пол (палуба) лодки из ПВХ может быть выполнен из водостойкой ламинированной фанеры или алюминиевого профиля, а также может быть надувным — AirDeck. Материал пола влияет на вес и цену лодки. Фанера тяжелее, но дешевле алюминия. Лодки с AirDeck значительно легче и идеально подходят для отдыха на воде. Между полом лодки и днищем располагается специальный баллон, формирующий киль лодки, который влияет на скорость, устойчивость и управляемость лодки во время движения.

Сиденья (банки), изготовленные из ламинированной фанеры, имеют один недостаток — при длительном плавании очень утомляют «пятую точку». Поэтому есть смысл приобрести мягкие подушки — накладки для банок лодки, как правило снабженные подседельной сумкой. В такую сумку удобно складывать вещи и рыболовные принадлежности.

Из дополнительного оборудования не лишними могут оказаться транспортировочные колеса, которые крепятся к транцу лодки. Они позволяют перетаскивать лодку в собранном состоянии (не снимая мотора) на небольшие расстояния, если конечно берег достаточно пологий. Это бывает необходимо, если ваш лагерь расположен на некотором расстоянии от уреза воды, и вы опасаетесь оставлять лодку на ночь без присмотра. Такие колеса можно купить в готовом виде или изготовить самому.

И так с лодкой определились, остался совсем маленький пустячок — выбрать мотор!

Выбор подвесного лодочного мотора

С того времени, когда в начале прошлого века Оле Эвинрудом был изобретен первый подвесной лодочный мотор, воды много утекло. В настоящее время более 80% всего маломерного флота в мире составляют моторные лодки, т.е. лодки, оснащенные подвесными лодочными моторами. 

Современный подвесной лодочный мотор — это настоящее чудо техники, компактный, легкий, концентрированный агрегат, заслуживающий самой высокой оценки!

Сейчас на рынке представлено большое количество лодочных моторов различных производителей. В плане надежности лидирующие позиции занимают японские и американские моторы: HONDA, JOHNSON, MERCURY, TOHATSU, SUZUKI, YAMAHA, которые не нуждаются в рекомендациях. Нельзя сказать, что моторы одной из этих фирм лучше других. При выборе необходимо отдельно рассматривать характеристики каждого лодочного мотора, оценивать насколько верно он соответствует условиям будущей эксплуатации. Как правило, все они гарантируют примерно одинаковый моторесурс — 2 000 часов. Не трудно подсчитать, что при правильной эксплуатации лодочный мотор прослужит не один сезон. По поводу современных отечественных моторов и появившихся недавно на рынке китайских копий японских моторов ничего не посоветую. Цена у них значительно ниже, но вот надежность остается под вопросом.  

Все подвесные лодочные моторы бывают двух типов: двухтактные и четырехтактные. Различаясь по своим характеристикам, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Нельзя сказать, что один лучше, а другой хуже. Выбор того или иного типа зависит от области применения мотора. Вот общие характерные отличия двухтактных и четырехтактных двигателей. 

двухтактные лодочные моторы: 

  • рабочий цикл двигателя состоит из двух тактов; 
  • двигатель характеризуется простым устройством; 
  • более компактный, обладает меньшим весом; 
  • быстро набирает обороты; 
  • менее требователен к качеству бензина; 
  • удобен при частой перевозке (перевозится в любом положении); 
  • более дешевый. 

четырехтактные лодочные моторы: 

  • рабочий цикл состоит из четырех тактов; 
  • более высокий ресурс двигателя; 
  • экологически чистый; 
  • на 20–30% экономичней по расходу бензина; 
  • более тихий; 
  • стабильно работает на холостых и низких оборотах. 

Упомяну, что в некоторых Европейских странах и США, существуют ограничения по использованию двухтактных моторов, по экологическим соображениям. В Российской Федерации таких ограничений пока нет. 

На мой взгляд четырехтактный лодочный мотор оптимально использовать на корпусных лодках и катерах при мощности мотора от 40 л.с. и выше, а также при выборе одноцилиндрового мотора малой мощности. 

Для разборной надувной лодки лучше подойдет двухтактный мотор 8–30 л.с., с точки зрения мобильности и компактности. Использование современных масел обеспечивают стабильную работу этих двигателей на любых режимах работы, в том числе и при длительном движении на малых оборотах во время ловли троллингом. 

Выбирая мощность вашего будущего мотора, важно понимать область его применения. Например, если вы занимаетесь рыбалкой и планируете передвигаться на небольшие расстояния (в пределах 1–2 км), то вполне будет достаточно мотора в 2–5 л.с. Но, покупая такой двигатель, всегда имейте в виду, что эксплуатация надувной лодки с мотором малой мощности в водоизмещающем режиме может быть небезопасной. 

Во-первых, в сильный ветер нагруженная лодка с маломощным мотором может не преодолеть его силу, и ее может снести на фарватер или камни. 

Во-вторых, на малой скорости надувные моторные лодки становятся плохо управляемыми на сильном попутном волнении. Лодка начинает рыскать из стороны в сторону, что очень утомляет водителя и пассажиров и даже может вызвать опрокидывание лодки попутной волной. Для безопасной эксплуатации рекомендуется использовать мотор мощностью не менее 1/4 от необходимой для выхода на глиссирование с полной нагрузкой. 

Если ставится задача не только добраться до места досуга, но и прокатиться с ветерком по окрестностям, вам понадобится мотор, обеспечивающий выход лодки на глиссер. В режиме глиссирования лодка может двигаться со скоростью 30 км/ч и более. Из моего практического опыта могу сказать, что лодку из ПВХ длиной 3,3 м, с двумя рыболовами средней комплекции и весом снаряжения в районе 40–50 кг в относительно спокойную погоду выводит на глиссер мотор в 8 л.с. Достигаемая скорость при этом составляет около 25–26 км/ч. Но все-таки лучше иметь хотя бы небольшой запас по мощности, выбрав мотор в 10 л.с. для данного комплекта.

 Для расчета минимальной мощности подвесного лодочного мотора для лодки ПВХ обычно используют следующую формулу: нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, мотора и пассажиров с багажом (в килограммах) и разделить на 25–30. Мотор такой мощности обеспечит экономичную эксплуатацию судна, а также легкий выход на глиссер. Процесс выхода на глиссирование и само глиссирование лодки имеет обратную зависимость от килеватости. Чем более плоское днище у лодки, тем легче и быстрее она перейдет в глиссирующий режим. Исходя из этой формулы, нетрудно подсчитать, что для надувной лодки из ПВХ длиной 3,3–3,8 м с экипажем в три человека понадобится мотор в 15 л.с. «Десятка» уже не справится с поставленной задачей, а моторы мощнее 15 л.с. (если конструкция лодки допускает их установку) в данном случае уже будет трудно отнести к классу компактных, простых в эксплуатации и экономичных. Переносить ту же «двадцатку» или, тем более, 25-сильный мотор нелегко даже вдвоем; появляются проблемы и с транспортировкой на машине, не говоря уже об ощутимо большем расходе топлива и, конечно же, цене.

Выбирая мощный мотор нужно осознавать, что желание прокатиться с ветерком на ненагруженной лодке или при неправильном распределении груза с мотором максимальной для нее мощности, может представлять опасность. При румпельном управлении надувная моторная лодка становится неустойчива на скорости свыше 30 км/ч, особенно при смещении центра тяжести к транцу и может опрокинуться при крутом повороте. 

Несколько слов о расходе топлива. В режиме глиссирования на максимальных оборотах двухтактный подвесной лодочный мотор может потреблять  0,35–0,4 л/ч топливной смеси на 1 л.с. мощности двигателя. Четырехтактный соответственно — до 0,25–0,3 л/ч. Умножаете на количество лошадиных сил, и получаете примерный расход. Но этот параметр не постоянен, на расход бензина сильно влияют мореходные качества лодки, стиль езды и загруженность.

На лодочных форумах много внимания уделяется выбору винта мотора. Мне кажется, что на начальном этапе вступления в водномоторное сообщество не стоит этим «заморачиваться». Обычный «стандартный» винт обеспечит все режимы плавания в более или менее оптимальном режиме.

Вот, наконец, лодка и мотор выбраны и приобретены. Вопросы, касающиеся технического обслуживания, транспортировки, хранения и ухода за вашим маломерным судном я преднамеренно пропускаю. Все это подробно описано в технических описаниях и на лодку, и на мотор. Коснемся вопроса регистрации в органах ГИМС.

Государственная регистрация маломерного судна

С приобретением моторной лодки у вас появляются дополнительные обязанности и возрастает ответственность, появляется необходимость зарегистрировать маломерное плавательное средство в ГИМС МЧС РФ. Правила государственной регистрации маломерных судов утверждены приказом от 29 июня 2005г. № 501 по МЧС РФ. По правилам, подлежат обязательной регистрации все моторные лодки, вне зависимости от мощности мотора. Статья 11.8. п.1 КоАП РФ гласит: Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (500–1 000 р.).

Чтобы этого не произошло, зарегистрируйте свою моторную лодку. Для этого необходимо предоставить в органы регистрации договора купли-продажи, чеки и руководства по эксплуатации на лодку и мотор. Кроме того, необходим паспорт владельца (сделайте также заранее копии заполненных страниц из него), ИНН и ваша личная явка в органы регистрации. Допускается доверить процесс регистрации своему представителю, в этом случае должна быть нотариально заверенная доверенность на право ведения регистрационных действий. Рекомендуется «прописать» в тексте доверенности все действия, связанные с данной собственностью: регистрацией, техосмотром, управлением, продажей, сдачей в наем и т.д. 

Первичная регистрация проводится по месту официальной регистрации владельца судна (так называемой «прописке»). На первичную регистрацию само плавсредство привозить не требуется.  В отделе регистрации ГИМС вы должны заполнить бланк карточки (выдается на месте) и оставить подготовленный комплект документов. Необходимо будет заплатить госпошлину — 100 рублей (для надувных лодок с мотором до 10 л.с.) или 500 рублей (для надувных лодок с мотором свыше 10 л.с.). Также придется оплатить 100 рублей — за выдачу судового билета на маломерное судно. Оформление документов занимает несколько рабочих дней.

Вместе с судовым билетом для плавсредства выдают специальный регистрационный номер, который нужно будет нанести на борт судна с двух сторон. Для этой цели сгодится водостойкий маркер, контрастный с цветом лодки (чаще всего черный). Трафарет просто изготовить при помощи компьютера. В судовой билет вписывают характеристики плавсредства и оснащение, которое обязательно должно быть в лодке, например, аптечка, спасательные жилеты, специальный набор для ремонта и т.п. — все это будет проверяться перед началом водного сезона при техосмотре. Техосмотр с выдачей талона на пригодность к плаванию маломерного судна в дальнейшем придется проходить ежегодно (обычно перед открытием навигации).

Еще один важный момент — получение прав на управление водным транспортом. Для этого Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления. 

Этот документ обязательно необходим при наличии у вас надувной моторной лодки с мотором мощностью более 3,68 кВт (5 л.с.), независимо от района плавания. Если вы будете пренебрегать этим обстоятельством, то согласно статьи 11.8. п.2 KоАП PФ: «Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном,  или  передача  управления судном лицу, не имеющему права управления, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда» (1 000–1 500 р.). 

Поэтому, если вы не хотите испортить себе отдых, заранее необходимо этот вопрос решить, получив в ГИМС удостоверение на право управления маломерным судном. Это потребует конечно затрат времени и денег, но как говорится — любишь кататься, люби и саночки возить!

К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией. Информацию об учреждениях осуществляющих подготовку судоводителей маломерных судов вы всегда получите в ГИМС.

Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию ГИМС представляются следующие документы: 

- заявление на бланке личной карточки судоводителя о допуске к сдаче экзаменов на право управления указанным типом судна (катер, моторная лодка, парусное, парусно-моторное, гидроцикл) в указанном районе плавания (МП — внутренние морские воды и территориальное море; ВВП — внутренние водные пути; ВП — внутренние несудоходные водоемы); 

- копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов; 

- медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством); 

- две фотографии размером 3х4 см; 

- документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов). 

После успешной сдачи теоретического экзамена осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном. Затем через 10 дней получаете удостоверение. По внешнему виду удостоверение на право управления маломерным судном очень похоже на обычное водительское. Срок его действия — 10 лет. За выдачу удостоверения на право управления маломерным судном, налоговым кодексом РФ установлен размер госпошлины — 400 рублей.

Но, получив заветное удостоверение, не так и сложно с ним расстаться в процессе отдыха. 

За что судоводитель может быть лишен права управления маломерным судном? 

КоАП РФ гласит:

статья 11.7. п.2. 

Превышение  судоводителем  или  иным  лицом,  управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных  местах  либо нарушение правил маневрирования,  подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков — влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (300–500р), или лишение права  управления  маломерным  судном  на  срок  до шести месяцев. 

статья 11.9. 

Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения:

1.  Управление  судном  (в том числе маломерным) судоводителем или  иным  лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления   судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет наложение   административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати  минимальных размеров оплаты труда (1 500–2 000 р.) или лишение права  управления  судном  на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от    прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до  пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (1 500–2 000 р.) или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Поэтому, лучше не совмещать алкогольные возлияния с управлением моторной лодкой. Безопасность на воде должна быть превыше всего!

Безопасность на воде

Каждая моторная лодка, выходящая в плавание, должна быть укомплектована индивидуальными спасательными средствами, согласно раздела судового билета «Обязательные нормы снабжения судна». Вот список того, что записано в билете на мою лодку: фальшфейер красного огня — 3 шт.; ракета бедствия парашютная — 2 шт.; спасательные жилеты по числу пассажиров; спасательный круг — 1 шт.; ведро с черпаком — 1 шт.; якорь с якорным канатом — 1 шт.; отпорный крюк — 1 шт.; буксирно-швартовый канат — 1 шт.; медицинская аптечка — 1 шт.; ремонтная аптечка — 1 шт.; весло — 2 шт.

За нарушение требований безопасности предусмотрено наказание судоводителя. 

Статья 11.10. КоАП РФ гласит:

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (300–500 р.).

Основное спасательное средство — спасательные жилеты по числу пассажиров. Не стоит пренебрегать ими даже на относительно небольших и неглубоких водоемах. Вода ошибок не прощает. По действующим правилам, разрешается использовать сертифицированные спасательные принадлежности только заводского изготовления. Правила по применению и содержанию спасательных средств, выработанные многолетней практикой, необходимо знать каждому владельцу лодки:

1. Перед выходом в плавание каждый находящийся в лодке человек должен примерить спасательный жилет, убедиться в том, что он имеет все необходимое для крепления и может поддерживать на плаву человека данного веса.

2. Не умеющие плавать или недостаточно хорошо плавающие люди должны носить жилеты постоянно - во время плавания, при нахождении судна у причала, в шлюзе и т. п. Не позволяйте пассажирам не выполнять это правило из чувства ложной гордости. Помните, что каждый владелец лодки отвечает перед законом за безопасность пассажиров и экипажа.

3. После каждого использования спасательные средства необходимо хорошо просушить, прежде чем их уложить на место; это сохранит плавучесть и предохранит от гниения.

4. Не садитесь на мокрый жилет — ваш вес может сжать плавучий наполнитель и уменьшить плавучесть жилета.

5. Необходимо периодически испытывать плавучесть каждого спасательного средства. Если она заметно уменьшилась, средство нужно привести в должное состояние.

6. Спасательные принадлежности не предназначены для купания, их нельзя использовать как развлечение.

7. Необходимо позаботиться, чтобы спасательные средства, имеющиеся на борту, можно было легко и быстро применить в случае аварии.

Я надеюсь, что информация, приведенная здесь, пригодится тому, кто решил вступить в водномоторное сообщество! Семь футов под килем вашим лодкам! Хорошего отдыха!

Консепто - разработка сайтов

© 2006—2017, Первый электронный журнал о рыбалке «Большая рыбалка»

8 (916) 270-20-52 | bigfishing@list.ru